Американский флот считается одним из самых сильных в мире наряду с китайским и российским. С 2019 года военно-аналитические СМИ следят за инновационным проектом ВМС США — эсминцем Zumwalt. Корабль, похожий на айсберг, усовершенствован технически. Его системы подчиняются специально разработанному программному обеспечению.
По стоимости эсминец догоняет авианосец, но его превосходство в море спорно.В первой половине 2010-х годов была утверждена программа имени адмирала Элмо Т. Замволта. Сначала военно-морское ведомство США замахнулось на 32 эсминца, способных поражать цели на суше и в акватории. Но после споров из-за финансирования новых технологий и переоборудования количество кораблей сократилось до двух.
В 2008 году судоверфи Bath Iron Works было поручено построить эсминец DDG-1000 USS Zumwalt, а корпорации Northrop Grumman — его брата DDG-1001 USS Michael Monsoor. Первый корабль спустили на воду в 2011 году, а второй — в 2013. Вдогонку запустили строительство и третьего эсминца DDG-1002 USS Lyndon B. Johnson, которое завершилось в 2017 году.
Первая странность инновационных кораблей — претензия на незаметность. Вероятно, что конструкционные решения, призванные сделать эсминцы длиной 190 метров и водоизмещением более 14,5 тысячи тонн невидимыми для радиолокаторов, связаны с тем, что их только три, а не 32.
Обычно суда такого типа задействуют в ударных группах (АУГ) вместе с крейсерами, авианосцами, фрегатами и атомными подводными лодками. Скрывать какую-то часть мощной силы не имеет смысла, так как цель АУГ — демонстрация и применение всего ударного потенциала. Корабль-невидимку же легко обнаружить по местоположению АУГ, что делает его маскировку для радаров бессмысленной.
Эсминец Zumwalt — самый тяжелый корабль в своем классе. Тяжелее только русские атомные крейсеры Орлан водоизмещением 26 тысяч тонн.
Угловатый дизайн и светлая обшивка таят в себе 80 установок вертикального пуска (УВП) для ракет, палубу для вертолетов и беспилотников. Удлиненный нос корабля оснащен бульбом. Надстройки на корпусе сделаны из пробкового дерева для лучшей теплоизоляции.
Главной целью строительства Замволтов было укрепление флота мощной артиллерийской поддержкой. Для современных аналогов линкоров подобрали высокотехнологичный арсенал:
Оружие | Характеристика |
Артиллерийская автоматическая установка AGS | Калибр 155 миллиметров Скорость снаряда 825 метров в секунду Скорость стрельбы 10 выстрелов в минуту |
Управляемые снаряды LRLAP | Длина 2,24 метра Вес 102 килограмма Масса заряда 11 килограмм Инерциальная СУ с GPS |
УВП Mk-57 | 20 установок по 4 ячейки для ракеты в каждой |
Артиллерийская установка Mk-46 | Калибр 30 миллиметров Скорость снаряда 1080 метров в секунду Скорость стрельбы 100 выстрелов в минуту |
На эсминце установлены по две артиллерийские установки. УВП расположены вдоль бортов. От случайного взрыва ракеты до запуска корабль защищает утолщенная стенка со стороны центральной части корпуса. На USS Zumwalt есть место для одного вертолета Sea Hawk (SH-60) и трех БПЛА Fire Scout (MQ-8).
Принцип работы двигателя корабля позаимствован у атомной подводной лодки Огайо. Ядерный реактор заменили дизель-газотурбинной установкой. Все приборы и оборудование на Замволте электрические. Двигателю достаточно запускать только электрогенераторы для их питания.
Эсминец невидим для радаров благодаря тем самым особенностям конструкции. Технология стелс использует геометрические формы и специальные покрытия и материалы для отражения и поглощения радиоволн. На USS Zumwalt она воплощена в следующих элементах корпуса:
Ферритовая краска, которой окрашено судно, поглощает часть электромагнитных волн. Технология пассивной подачи холодного воздуха снижает заметность эсминца в инфракрасном спектре. Электроника и мостик корабля помещены в трапециевидную башню с шестью гладкими поверхностями. В совокупности стелс-средства превращают многотонный эсминец для радиолокационных систем в легкую фелуку.
Профиль, по которому спроектированы борта корабля, подразумевает, что они расположены под уклоном. Уход от традиционной конструкции в пользу невидимости вызвал опасения у экспертов за судьбу экипажа, в котором насчитывается 180 человек. При сильной качке корабль с заваленными бортами может перевернуться. Конструкторы USS Zumwalt боролись со скептиками с помощью демонстрации маленькой плавающей копии эсминца.
К недостаткам корпуса относятся острые углы, отражающие свет и нарушающие маскировку. Второе предназначение ферритовой краски — снизить светоотражающую способность мелких деталей.
В 2016 году у эсминца отказали двигатели из-за того, что в подшипники, соединяющие их с приводными валами, попала вода. Затем перегрелась смазка из-за утечки в системе охлаждения. Техники не смогли выяснить причину аварии. В 2017 году корабль лишился мощной электрической сети из-за отказа предохранителей.
История с облупленным кораблем показала, что американским ВМС не нужны сложные и дорогие машины. Запускать с него крылатые ракеты нет необходимости. Для этого существуют бомбардировщики.
Вместо АУГ эсминец отправили в ссылку — патрулировать удаленную от побережья акваторию. Но и в случае обнаружения врага использование одного USS Zumwalt нерационально и затратно.
За 12 лет испытаний в водах Южной Калифорнии эсминец-невидимка покрылся ржавчиной. Несмотря на частые технические неполадки и потерю презентабельности USS Zumwalt собираются принять в эксплуатацию. К 2025 году его планируют оснастить гиперзвуковыми ракетами, а в 2027 году — ввести в состав Седьмого флота.
Свежие комментарии