На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

militaryarms

201 подписчик

Свежие комментарии

  • наталья никифорова
    Бей врага, спасай Россию 333!!!!!Что значит у воен...
  • Влад Владимиров
    Хохлы  давно для Запада там превратились в полигон, где их хозяева испытывают, похоже, все свои новые вооружения... ...История и техниче...
  • Маша Петрова
    Ни за что не отправила бы сейчас своего ребёнка в лагерь. Скоро лето- опять пойдут сообщения об отравлении детей не к...Подробности и усл...

Характеристики и описание ЗРК Гибка-С, история создания и применение

Стационарные российские средства ПВО надежно защищают технику и живые силы в местах дислокации. Наиболее уязвимыми войска становятся на марше и при стремительных наступлениях. Созданный на базе автомобиля «Тигр» комплекс «Гибка-С» способен поражать цели в движении и прикрывать колонны. Рассмотрим описание ЗРК «Гибка-С», технические характеристики и возможности применения новой системы, разработанной для зенитчиков.

Это позволяет повысить мобильность зенитных взводов, которые могут теперь поражать цели во время движения на скорости до 30 километров в час. Достоинством «Гибки-С» является возможность пуска зенитных управляемых ракет всех модификаций, созданных для российских ПЗРК «Верба» и «Игла». Для мобильной системы не придется создавать новые ракеты, что существенно снижает расходы по внедрению и эксплуатации ЗРК.

Боевая машина стрелков-зенитчиков предназначена для защиты сухопутных войск от средств противника, летящих на малых и сверхмалых высотах. Ограничений по применению нет – «Гибка-С» может работать днем и ночью, в движении и в стационарном положении.

Опыт боевых действий показал, что БПЛА аппараты стали одной из главных угроз на поле боя. Их трудно обнаружить из-за низкого полета и малых скоростей. Сбивать небольшие аппараты тяжелыми средствами ПВО дорого и нецелесообразно, так как стоимость дронов значительно ниже цены ракет. «Гибка-С» значительно удешевляет борьбу с воздушными угрозами.

Колонны на марше – желанная добыча для противника. В местах дислокации, в укрепрайонах поразить живую силы и технику сложно. Мощные средства ПВО хорошо защищают позиции, не давая врагу шанса поразить цель. Отечественные комплексы «Тор» и «Панцирь» четко выполняют свои функции, но оставляют войска без прикрытия во время передислокации и перегруппировок.

ЗРПК «Панцирь» дорабатывают для использования на ходу. Но разработан комплекс для стационарного применения. «Гибку-С» создавали, чтобы прикрыть бронетехнику и мотострелков от поражения во время движения и обезопасить колонны.

Комплекс «Гибка-С» уже окрестили «чистильщиком неба», система обнаруживает и поражает цели на расстоянии 3.5-6 километров. Характеристики системы зависят от используемых ракет («Игла-С», «Верба»).

Ракеты поражают любые маловысотные объекты – ракеты, вертолеты, самолеты, БПЛА. При этом нижняя граница поражения – 10 метров. Ракеты поражают цели на встречных и догонных курсах.

Мобильность комплекса определяет универсальность его использования. «Гибка-С» эффективна не только при обеспечении передвижения колонн, но и находит применение в наступательных и оборонительных операциях.

Уже несколько лет «мама» нашего ЗРК «Гибка» производится оборонной промышленностью для военно-морского флота. Системой оснащают катера и корабли малого водоизмещения. Было решено адаптировать систему для нужд сухопутных войск.

Разработку взяло на себя «КБ машиностроения» (Коломна). В проекте приняли участие другие оборонные предприятия и институты:

Добавив литеру «С» (сухопутные), производители создали адаптированный образец «Гибки» для применения на суше.

Российский корабельный комплекс управляемого вооружения «Гибка» – турельная установка с автоматизированной системой управления. Принята на вооружение в 2005 году и доказала эффективность в ходе опытных испытаний и при эксплуатации в боевых условиях.

Военное командование и производитель подтверждают, что «Гибка-С» производится серийно и работает в зоне СВО. О подробностях боевого использования комплекса пока не сообщается.  Можно не сомневаться, что все возможные недочеты и несовершенства будут устраняться в рабочем порядке по итогам реального применения войсками ПВО.

Установка ЗРК на автомобили и возможность использования на марше серьезно повышает защиту войск и техники. Стационарные средства ПВО хороши для защиты инженерных объектов и оборонительных линий, но пасуют при прикрытии перемещающихся частей. Поэтому мобильный комплекс «Гибка-С» из-за относительной дешевизны, надежности и огневой мощи найдет широкое применение в сухопутных восках.

Приведем ТТХ комплекса «Гибка-С»:

Наименование Показатель
Радиус обнаружения целей (РЛС 1Л122 «Гармонь») 40 километров
Экипаж 4 человека
Режим работы Круглосуточно
Поражение целей В движении и на стоянке
Вооружения Ракеты «Игла-С», «Верба»
Дальность поражения До 6 километров
Максимальная скорость цели 700 метров в секунду

Добавим, что комплекс может работать автономно или получать целеуказание с командных пунктов.

Комплекс «Гибка-С» оснащен радиолокационной станцией «Гармонь» – малогабаритной системой обнаружения воздушных объектов. Радиус действия – 40 километров в круговом обзоре. РЛС 1Л122 устанавливается на машину разведки и управления, оттуда зенитчики получают команды на поражение целей.

Фазированная антенная решетка (1200х800 мм) стоит на крыше МРУК, видит цели, летящие со скоростью до 700 метров в секунду. В состав комплекса «Гармонь» входят также ноутбук и средства связи.

«Гармонь» стоит на вооружении с 2015 года, предназначена для обслуживания зенитно-ракетных батарей малой и средней дальности и войсковых средств ПВО. При обнаружении объекта аппаратура идентифицирует цель (выявляет государственную принадлежность), передает информацию на поражение.

В комплекс «Гибка-С» входит один автомобиль разведки и управления командира и 6 машин зенитчиков. Базовым автомобилем комплекса сделали бронемашину «Тигр», хорошо защищающую людей и оборудование от разных видов поражения.

Функции слежения, обнаружения целей возложены на машину разведки МРУК. Основной компонент рабочего оборудования – РЛС 1Л122, антенна которой крепится на крыше машины. За антенной на корпусе также располагаются другие элементы оборудования, в частности системы связи. РЛС 1Л122 может работать при установке противником пассивных и активных помех.

«Гармонь» собирает сведения о целях на высотах до 10 километров. Вся рабочая аппаратура РЛС, кроме фазированной решетки-антенны, стационарно монтируется внутри корпуса автомобиля. Компьютер РЛС находится на рабочем месте оператора, который передает целеуказание зенитчикам.

Экипаж МРУК состоит из трех человек – командир, водитель, оператор. Средства связи обеспечивают постоянное взаимодействие с машинами зенитных расчетов, по защищенным каналам МРУК руководит стрельбой комплекса «Гибка-С».

Ударной силой «Гибки-С» являются боевые машины зенитчиков. На крыше автомобилей расположены пусковые установки ПЗРК «Игла-С» и «Верба». При транспортировке установка складывается и ложится на крышу автомобиля.

Оператор управляет установкой пуска при помощи оптико-электронной системы поиска целей и прицеливания. Стрелок может осуществлять круговое наведение по горизонтали и менять вертикальное возвышение установки. По каналам связи оператор взаимодействует с машиной МРУК для получения сведений о цели.

Экипаж БМО состоит из водителя, командира-оператора и двух стрелков-зенитчиков. 4 ракеты находятся в боевой готовности в установках, боекомплект из дополнительных 4-х ракет расположен внутри корпуса машины. Ракеты боекомплекта не оснащаются пусковыми установками, используются со штатного оборудования комплекса «Гибка-С». После отстрела основного комплекта экипаж останавливает машину и закрепляет на пусковой установке ракеты из запаса.

Базой для ЗРК «Гибка-С» выбран проверенный во многих боевых операциях бронированный автомобиль «Тигр» (Арзамасский машиностроительный завод). Вседорожник протестирован в различных погодных и климатических условиях, выдерживает жару и морозы, легко перемещается по лесистой и болотистой местности.

В боевых условиях бронекорпус автомобиля служит надежной защитой для людей, оборудования и агрегатов от стрелкового вооружения и фугасных снарядов. Тридцатикилометровую скорость, необходимую для эффективной работы «Гибки-С», «Тигр» может выдать в любых условиях. Бронеавтомобиль способен развивать скорость до 90 километров в час даже на бездорожье.

ЗРК «Гибка-С» оснащен проверенными зенитно-ракетными комплексами, доказавшими боевые качества. Возможность использования как относительно старых ракет «Игла-С», так и новой системы «Верба» облегчает эксплуатацию, повышает универсальность применения, имеет коммерческие преимущества.

ЗРК «Верба» стоит на вооружении ВС РФ с 2014 года, разработчик комплекса «КБ машиностроения» (Коломна).  Компоненты управления ЗРК интегрированы в общевойсковые системы и могут получать целеуказание от командных пунктов.

ЗРК «Верба» предназначен для применения на суше и с морских судов, с подвижных и неподвижных носителей.  Основная особенность комплекса – эффективность применения против малоизлучающих целей. «Верба» способна поражать разведывательные и ударные беспилотники и крылатые ракеты, которые не по силам даже передовым ПВО дальнего действия.

Ракета оснащена инфракрасной трехдиапазонной головкой самонаведения, входящей в автоматизированную систему управления ЗРК. Преимуществами комплекса «Верба» являются умение идентифицировать цели, выбраковывать ложные объекты с мощным тепловым излучением. Еще одно достоинство системы – упрощенное техническое обслуживание.

Сделав упор на поражение малоизлучающих целей, производители добились превращения ЗРК «Верба» в грозу БПЛА и крылатых ракет, представляющих серьезную угрозу для мотострелковых и танковых частей. Высота поражения целей – 10-4500 метров, дальность действия 500-6400 метров.

Высокую вероятность поражения целей обеспечивает увеличенная чувствительность головки самонаведения, работающей в трех диапазонах инфракрасной аппаратуры.

Приведем сравнительные характеристики ракет комплекса «Гибка-С»:

Наименование «Игла-С» «Верба»
Дальность действия 6000 м 500-6400 м
Высота поражения 10-3500 м 10-4500 м
Скорость ракеты 600 м/с
Скорость цели

встречный курс

догонный

 

360-400 м/с

до 320 м/с

 

400 м/с

320 м/с

Тип боевой части

масса

Осколочно-фугасная

2.5 кг

Осколочно-фугасная

2.5 кг

Калибр 72 мм 72 мм
Тип головки самонаведения оптическая двухспектральная следящая (пассивная) следящая пассивная трехспектральная

Обе ракеты работают в диапазоне температур от -50° до +50°.

Ракеты, используемые в ЗРК «Гибка-С», служат надежной защитой от всех видов войсковой авиации противника, включая вертолеты, бомбардировщики, штурмовики. «Игла-С» и «Верба» способны поразить также крылатые ракеты и дроны.

Незаменимая система может стать оружием прикрытия не только для танковых колонн и мотострелков, но и поддерживать морскую пехоту, подразделения ВДВ и войсковой спецназ.

По сообщениям командования ВС для войсковых средств ПВО идет разработка десяти новых образцов техники. Эти проекты находятся на разных стадиях готовности, но в скором времени техника встанет на вооружение.

На форуме «Армия-2019» представили ЗРПК «Панцирь-СМ» с обновленной радиолокационной станцией. Тульские оружейники обещали оснастить систему новой зенитной ракетой повышенной мощности.

Заканчиваются работы по созданию зенитного комплекса «Деривация-ПВО», который заменит «Шилку». Зенитную самоходку 2С38 оснастят 57-мм автоматической пушкой, для которой разрабатывают новые боеприпасы, средства обеспечения и автоматические системы управления.

ЗРК «Гибка-С» уже проходит боевые испытания в зоне СВО. Мобильный зенитно-ракетный комплекс защищает наши войска от любых ударов с неба, способен бороться с вездесущими беспилотниками, которые оказались одной из самых трудноуловимых угроз. Возможно, эксплуатантами нашего ЗРК станут и иностранные вооруженные силы.

 

Ссылка на первоисточник
наверх